PR как искусство манипуляции

«Люди не верят логически, вера - безусловна»

В психологии есть закон, согласно которому, если человек осознает, что им манипулируют, воздействие прекращается. Сознание начинает реверсивную обработку всех реакций, вплоть до полного отторжения.

Однако, есть один способ управления сознанием, перед которым бессильна даже такая серьезная защита, как понимание того, что вами манипулируют. Данный метод называется «Окно Овертона». Это пошаговая инструкция внедрения в сознание любого явления, которое изначально было иррациональным (неприемлемым), до уровня, когда то или иное явление становится не просто приемлемым, а более того, легитимным. Существуют разные примеры внедрения социальных явлений на примере «Окна»: каннибализм, фашизм, эвтаназия, легализация однополых браков, сжигание женщин на кострах, рабство, холокост и т.д.

PR как искусство манипуляции

Рассмотрим данную технологию на примере явления, которое раскручивается сейчас и которое актуально и близко сегодня практически каждому. Стройность. 90*60*90 – параметры 80-х, 90-х, начала 00-х: эпоха анорексичных супермоделей. Девушек, которые стали образцом для подражания миллионов девочек по всему миру и создали собственный визуальный объект преклонения - «божка» подобного языческим идолам – куклу «Барби».

Так было не всегда…

В 40-е годы после Великой Депрессии и Мировых Войн, когда людям находиться в сытом состоянии было очень тяжело, эталоном красоты и женственности становятся Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Мерлин Монро - девушки с округлыми (на современный вкус «пышными») формами. Они олицетворяют собой здоровье, позитив, благополучие, достаток, счастье, красоту. Все, что принято называть «сытой жизнью», потому что женщина – лучший индикатор отображения уровня жизни общества.

Допустим, вы злой гений от PR и собираетесь продвинуть на рынок пищевые добавки, способствующие похудению. Что для этого нужно сделать?! Нужно представить, что «худоба» находится на нулевой отметке условной шкалы «Окна Овертона».

Далее, начинаем работать…

Запускаем информационную паутину, которая должна заставить людей засомневаться в правильности своего мнения относительно социального явления. Распространяем сообщения, согласно которым выходит, что быть полным – плохо: полнота – признак нездоровья, гормональных сбоев… толстые люди живут меньше, чем стройные… полные женщины одиноки, они некрасивы и поэтому, не могут реализоваться в социальном плане… Лейтмотив всего: полнота – признак неуспешного человека.

Следующая ступень – формирование группы адептов. Например, группа людей, которые выбрали «стройность» как стиль своей жизни. Начинаем активно пропагандировать их образ жизни: меньше едят, подвижны, не имеют каких-либо заболеваний, успешны, богаты, их все любят, от «худых» женщин мужчины не уходят, стройность помогает дольше сохранить потенцию и т.д… Живой пример всегда убедителен, в данном случае он доказывает, что быть худым – значит повысить качество своей жизни, иметь возможность выбора любого желаемого партнера, достичь любой цели, что называется «получить от жизни все».

Третий этап – внедрение эвфемизма, другими словами – замена понятия. Сам Овертон считал, что это один из самых важных этапов. Слово вызывает мощный ассоциативный ряд, не зря говорят «словом можно убить», поэтому необходимо обнулить отрицательные ассоциации, негативные эмоции, которые возникают при употреблении какого-либо термина. Изначально со словом «худоба» ассоциируются негативные понятия: болезнь, анорексия, голод, депрессия. Заменяем понятие «истощенность» и «худоба» на «стройность» и «юность». Теперь не «худая женщина», а «стройная, с фигурой юной девушки».

Следующий шаг - поиск исторических, а лучше религиозных предпосылок того, что «стройность» – самое естественное и совершенное состояние человеческого тела. Берем старые истории и иллюстрируем их новыми образами, общий смысл которых: хорошие герои – худые, плохие герои – полные. Находим религиозные предпосылки: например, полнота – следствие обжорства, потворства плоти, склонности к такому греху как «чревоугодие». «Чревоугодие» - отвратительный грех, признак слабости духа, а значит и склонности к остальным грехам. Подобные информационные сообщения действуют убийственно, потому что человек начинает докручивать сам себя. Надо просто посеять эту идею.

И, наконец, любимый всеми рекламщиками и пиарщиками пункт «наращивание поп-контента». У всех срезов общества есть свои лидеры мнений: ученые, медийные личности, музыканты, писатели и другие известные люди. Например, известный композитор пишет в своем микро блоге о том, что похудев, к нему пришло совершенно иное вдохновение, его лучше стал воспринимать зритель, о нем стали писать СМИ. Словом, стройность – это успех. Напоследок добавим статьи в СМИ и телевизионные шоу, в которых поднимаются социальные темы о губительности полноты. Полные люди делятся душераздирающими историями, о том, как они несчастны из-за того, что толстые. И наоборот, те, кто похудел, рассказывают, как многого они добились и изменили свою жизнь к лучшему после того, как сбросили вес.

Теперь уже мы можем легко продавать те самые добавки для похудения, так как спрос на данное предложение в обществе сформирован, на профессиональном жаргоне «спрос подогрет».

«Окно» позволяет внедрить в обществе практически любую идею, однако, если эта идея несет в себе разрушение, то, спустя определенное время, она будет отторгнута обществом. Так и произошло с «экстремальной стройностью»: после того, как несколько моделей умерли от истощения прямо на подиумах, катастрофически увеличилось количество заболеваний анорексией среди подростков, явление стало отторгаться. Теперь мы видим, как в обществе раскручивается так называемое «фитнес боди» - атлетическое тело, а вместе с ним всевозможные смеси и добавки для наращивания мышечной массы и т.д…